«ничего подобного в мире больше нет»: на что способна система про москвы

Командиры

Следующие офицеры командовали Московским районом или округом ПВО за время его существования.

  • Маршал Советского Союза Кирилл Москаленко (1948–1953)
  • Генерал-полковник Николай Никифорович Нагорный, 1953 — 1954 гг.
  • Маршал Советского Союза Павел Батицкий (1954 — июль 1966).
  • Генерал-полковник Василий Васильевич Окунев, 7,66 — 8,70
  • Маршал авиации Александр Колдунов , 8.70 — 1975
  • Генерал-полковник Борис Викторович Бочков, 1975 — 1980 гг.
  • Маршал авиации Анатолий Константинов , 1980 — 1987 гг.
  • 1987–1989 — генерал-полковник В. Царьков.
  • 1989–1991 — генерал-полковник Виктор Прудников.
  • 1991–1998 гг. — генерал-полковник Анатолий Корнуков .

Система С-25МА третьего этапа модернизации

Для улучшения работы РЛС по маловысотным целям был изменен сектор обзора угломестной антенны и изменен наклон азимутальной антенны. Усовершенствованию подвергся метод наведения ракет на цель. За счет совершенствования аппаратуры, введения новых высокочастотных усилителей и изменения развертки индикаторов было обеспечено увеличение дальности поражения целей. Тем самым обеспечивалась возможность определения дальности постановщика активных помех путем пеленгации излучения его аппаратуры двумя или несколькими станциями типа Б-200 соседних комплексов.

В состав боевых средств системы были введены ракеты «217МА» (5Я25) с осколочной боевой частью, при этом сохранялась возможность использования более старых ракет.

Ракета 5Я25 (217МА) создана в периоде 1964г. по 1968 г. Первоначально планировалось повысить эффективность за счет применения полутонной боевой части и комбинированного взрывателя с оптическим и радиолокационным каналами. К завершению разработки масса осколочной боевой части составила 390 кг. Ракета оснащалась исаевским двигателем 5Д25 с повышенным удельным импульсом, максимальной тягой 18500 кг с уменьшением тяги до 5000 кг по траектории полета, а также новым автопилотом с двухканальной системой стабилизации, новой радиоаппаратурой. По сравнению с предшествующими образцами было повышена маневренность, особенно на больших высотах. Максимальная скорость доведена до 1550 м/с. Диапазон высот поражения целей расширен до 1,5…35 км. За счет использования наведения на пассивном участке (по окончании работы двигателя) дальность пусков увеличена до 56 км.

Система С-25М с ракетой «217МА» была принята на вооружение Приказом Министра обороны СССР №00116 в 1968 году.

В этот период были созданы и специальные модификации ракет типа В-300. «207АЮ» была приспособлена для юстировки РЛС системы ПРО пусками по баллистическим траекториям с высотой до 100км, проведенными в 1960…1962г,. «217МАП» предназначалась для проведения экспериментов по исследованию электромагнитного поля в интересах разработки загоризонтных РЛС при пусках, проводившихся сперва на Балхаше, а затем со специально созданных стартовых позиций на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Для стабилизации ракеты 217МАП на высотах до 250 км она оснащалась вновь разработанной газодинамической реактивной системой ориентации.

Заброшенная военная часть ПВО Москвы С-25 Беркут » За державу обидно! Национальный архив заброшенного наследия СССР. Фоторепортажи, статьи, исторические заметки, путешествия по России и странам СНГ

Военные части, оснащённые комплексами С-25, располагались на расстоянии 30-35 км и 75-85 км от Москвы плотным кольцом (на расстоянии 10-15 км друг от друга). Такие военные части представляли собой достаточно большие по площади объекты, обслуживаемые большим количеством личного состава. Основным видом маскировки военных частей С-25 было расположение в лесных массивах, кроны деревьев которых прятали от посторонних глаз целые улицы военных частей.

Перед каждым радиолокатором наведения на удалении от 1,2 до 4 км располагалось 60 стартовых столов (для трех ракет на каждый канал обстрела целей). Ракеты стартовали вертикально, склоняясь от радиолокаторов в сторону целей, автоматически захватывались им на сопровождение и, далее, передаваемыми на ракеты командами наводились на цели.

Часть в которой я побывал, как потом выяснилось была расформирована окончательно и снята с охраны около 8-9 месяцев назад.

Вид на КПП, ворота уже видимо служат у кого то на даче

предположительно ангары для техники

электроподстанция, точнее то что от нее осталось, все вынесли на цвет мет

Современная обстановка

В настоящее время найти Малую бетонку на карте не составит труда даже школьнику. Эта трасса федерального значения внесена в реестр дорог под номером А107. Несмотря на то что её давно уже покрыли асфальтом, название «бетонка» надёжно закрепилось за трассой среди водителей и окрестных жителей.

От центра Москвы до этой дороги около 50 км. Общая протяжённость малого бетонного кольца около 330 км. Оно проходит через такие населённые пункты и территории:

  • Бронницы;
  • Электросталь;
  • Ногинск;
  • Черноголовка;
  • Селятин;
  • Звенигород;
  • Домодедово;
  • Большие и Малые Вязёмы;
  • Дурыкино;
  • Радумля;
  • Ермолино;
  • Морозки.

В последние годы уделяется большое внимание улучшению пропускной способности федеральной трассы. Строятся новые развязки, улучшается покрытие

В некоторых местах производится расширение дороги. Например, имеются многоуровневые развязки со следующими трассами:

  • М-1 Беларусь;
  • М-2 Крым;
  • М-3 Украина;
  • М-4 Дон;
  • М-5 Урал;
  • М-7 Волга;
  • М-8 Холмогоры;
  • М-9 Балтия;
  • М-11.

Трасса оборудованна эстакадными переездами через большинство железнодорожных направлений из Москвы. Однако направления с Курского, Рязанского, Белорусского и Ярославского вокзалов пока используют регулируемые железнодорожные переезды.

На современном этапе

В 1998 году на базе Московского округа ПВО и 16-й Краснознаменной воздушной армии Московского военного округа началось формирование оперативно-стратегического объединения, которое с 1 июня стало именоваться Московским ордена Ленина округом военно-воздушных сил и противовоздушной обороны.

В рамках военного строительства Вооруженных Сил 1 сентября 2002 года управление ордена Ленина Московского округа ВВС и ПВО было переформировано в управление ордена Ленина Командования специального назначения. В структурном отношении изменений практически не было, но новое объединение рассматривалось уже как головной участок системы ВКО страны.

Эти намерения получили свое развитие в 2009 году, когда управления ордена Ленина Командования специального назначения Центральной зоны противовоздушной обороны и 1-го корпуса ПВО были переформированы в управление ордена Ленина оперативно-стратегического Командования воздушно-космической обороны с дислокацией в городе Балашихе Московской области.

Стремление бывшего руководства Министерства обороны страны собрать на семи аэродромах всю боевую авиацию привело к тому, что из состава ОСК ВКО все авиаполки в 2011 году были переданы в состав 1-го Командования ВВС и ПВО. Фактически система ПВО Москвы и Центрального промышленного района вернулась в довоенный период, когда авиаполки были только в оперативном подчинении.

В рамках дальнейшего развития Вооруженных Сил 1 декабря 2011 года создается новый род войск ВС РФ – Войска воздушно-космической обороны страны.

На базе управления ордена Ленина войск оперативно-стратегического Командования воздушно-космической обороны формируется управление ордена Ленина Командования противовоздушной и противоракетной обороны Войск ВКО. Казалось, что возвращается проверенная временем, а главное – войной структура противовоздушной и противоракетной обороны центральной части страны.

Еще один аспект. Ни для кого не является секретом то, что в ВВС западных стран (в первую очередь США) активно проводятся испытания гиперзвуковых боевых летательных аппаратов. Скорость данных аппаратов в пять – семь раз превышает скорость звука. Подлетное время для них сокращается до единиц минут. Принимать решение о сокращении при этом оперативных границ объединений, в которых уже давно создана единая система разведки и оповещения, выглядит уже просто нелогичным.

Для Командования ПВО-ПРО на северо-западном воздушном направлении минимальное подлетное время СВН потенциального (вероятного) противника сегодня составляет порядка 15 минут. Это с учетом того, что у командующего войсками ПВО-ПРО на его КП информация поступает практически сразу от своей системы разведки. Он способен даже с учетом небольшого располагаемого времени принять решение на отражение воздушного нападения.

Теперь если убрать у него первый эшелон построения противовоздушной обороны Центрального промышленного района, завернуть информацию оповещения о воздушном противнике через 1-е Командование ВВС и ПВО, а может, и Главное командование воздушно-космических сил, сколько останется этого самого располагаемого времени? А если еще будут нарушены каналы получения информации? Кто-нибудь просчитывал такой вариант развития обстановки?

Кроме того, в предлагаемом варианте имеется ряд существенных недостатков:

  • управление 1-го Командования ВВС и ПВО сейчас развернуто в приграничной полосе. КП объединения – незащищенный, развернут в черте города непосредственно в штабе Командования. При возвращении в свой бывший штаб (Санкт-Петербург) управление и КП 1-го Командования ВВС и ПВО опять будут размещены в приграничной полосе, что явно нецелесообразно с оперативной точки зрения;
  • в границах бывшего Западного военного округа вместо двух появятся три разноподчиненные зоны (района) ответственности за ПВО (с учетом формирования ОСК СФ): Западная, Московская и Арктическая (Мурманская). Наименования условные и имеют только территориальный подтекст;
  • ПВО Москвы и Центрального промышленного района будет строиться двумя объединениями (зонами/районами ПВО), каждое из которых составляет один обособленный оперативный эшелон;
  • нарушится выработанный историей принцип построения ПВО важнейших объектов – эшелонированная круговая равнопрочная оборона со сосредоточением усилий на важнейших направлениях;
  • затрудняется взаимодействие между истребительной авиацией и зенитными ракетными войсками, так как в зонах огня зенитных ракетных полков С-400 (С-300ПМ2) Московского района будут выполнять боевые вылеты перехватчики истребительных авиационных полков Западного военного округа при отсутствии единого непосредственного руководства ими.

В чем суть проекта ЦКАД?

ЦКАД или Центральная кольцевая автомобильная дорога по сути является логичным продолжением диаметрального развития столичных шоссе. Всего оно состоит из 5-ти очередей (так называемых пусковых комплексов), на 3-х из которых сейчас ведутся строительные работы.

Общая протяженность ЦКАД по завершению строительства составит 525 км. Все участки центральной кольцевой автодороги, кроме участков 5-го и 2-го пускового комплекса будут представлять из себя платную автомагистраль шириной от 2-х до 4-х полос в каждую сторону, отбойным ограждением по центру и расчетной скоростью движения до 150 км/ч.

История дороги

В 50-х годах между Россией и США разразилась великая гонка за космическое господство. Каждая из стран стремилась во чтобы то не стало первой отправить спутник на орбиту. Ракетные технологии быстро совершенствовались, и встал вопрос о противовоздушной обороне от снарядов дальнего радиуса действия.

В 50-х появилось первое бетонное кольцо вокруг Москвы. На карте в те годы его найти было нельзя: трасса была засекречена. Она состояла из нескольких слоёв бетонных плит и могла без проблем выдерживать нагрузки до 40 тонн. Именно такой вес имели оснащённые ракетами первые советские ракетовозы.

Долгие годы обе дороги служили военным и были засекречены. Однако скрыть хорошие трассы вокруг столицы не так просто, поэтому многие москвичи использовали бетонку для своих нужд задолго до того, как её сделали официальной трассой федерального значения.

Как в Москве

Потенциальный эффект от второй кольцевой сравнивают с запуском московской ЦКАД, которая в полную силу заработала в июле. ЦКАД на большинстве отрезков является дублёром трассы А–107, или Московского малого кольца, а на некоторых участках проходит по её территории. Уровень вакантности в зоне ЦКАД остаётся ниже среднерыночных показателей, в то время как ставка аренды немного превышает средние значения по московскому региону, что может служить иллюстрацией привлекательности локации, написано в исследовании влияния ЦКАД на складской рынок, подготовленном компанией Colliers.

«После запуска ЦКАД у 50% арендаторов сократились сроки доставки грузов, а 30% стало удобнее выполнять рейсы в свои распредцентры, кроме того, после запуска ЦКАД появился удобный доступ ко всем направлениям в Московской области и, конечно, доступ к регионам. В парке “Южные врата” компании строят распредцентры, которые обрабатывают грузы практически для всех федеральных округов России. Потому что логистика это позволяет», — говорит Захар Вальков, исполнительный директор Radius Group.

Петербургская агломерация — вторая по темпам развития в России после московской. КАД–2 необходима для её развития, потому что ресурс земель при КАД–1 практически исчерпан. Одновременно Петербург становится всё более сложным для девелопмента: свободной земли в черте города мало, администрация не особо поддерживает программу переезда старых промышленных предприятий из центра. Усложняют работу застройщикам и охранные зоны исторического центра. Плюс город занял достаточно жёсткую позицию в вопросе обеспечения проектов социнфраструктурой, которая для многих компаний неподъёмна. Таким образом, развитие агломерации вглубь Ленобласти неизбежно, и для этого необходимо создать транспортную инфраструктуру. Конечно, участки внутри кольца будут востребованы в основном под производственные и складские комплексы, например крупные распределительные центры. Однако КАД–2 даст также развитие и жилому строительству в прилегающих населённых пунктах

С точки зрения планирования сейчас важно подготовить дорожную карту проекта, в которой подробно описать трассировку и этапы строительства, функционал и специализацию прилегающих территорий. С этой конкретикой к процессу подключатся не только спекулятивные фонды, которые начинают скупать земли в расчёте на рост стоимости, появится шанс привлечь реальные инвестиции.

Елена Бодрова

исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов

В Ленинградской области достаточно большое предложение по земельным участкам, при этом наиболее востребованные в настоящий момент — ближе к КАД. Если сравнивать эффект КАД–2 по аналогии с ЦКАД, то московская трасса — это не только ускорение движения вокруг Москвы и для Москвы, но и существенное облегчение движения для транзитного транспорта между регионами страны: Северо–Запад — Юг, Запад — Восток и т. д. В этом смысле транзитное движение грузового автотранспорта через Санкт–Петербург не такое масштабное.

Виктор Афанасенко

региональный директор департамента складской и индустриальной недвижимости Colliers

Топология дорожной сети определяется наличием спроса на перемещение в том или ином направлении. Спроса на полное кольцо КАД–2 в перспективе 15 лет нет. Трасса КАД–2 из–за Невы делится на два больших участка: на севере и на юге. По прогнозным расчётам компании Simetra, наибольший спрос формируется в секторе между направлениями на Выборг, на Мурманск и направлением на Москву при условии, что КАД–2 будет проходить на удалении 15–25 км от существующей кольцевой дороги вокруг Петербурга.

Константин Тихонов

заместитель генерального директора Simetra

Что будет с землей рядом с ЦКАД?

Как утверждают власти, земли вдоль центральной кольцевой дороги бездумно застраиваться не будут: разрешения на строительство недвижимости вдоль этой трассы на территории столицы не будут выдаваться до утверждения единого проекта планировки всей территории.

Хотя, безусловно, планы по застройке прилегающих территорий вблизи ЦКАД уже есть: на земельных участках, прилегающих к центральной кольцевой, возведут жилье, производственные предприятия, офисную и коммерческую недвижимость.

Также власти Москвы планируют построить три крупные транспортные развязки на границах Новой Москвы: Троицкого и Новомосковского округов (ТиНАО). Это будут развязки на пересечении ЦКАД с Варшавским и Калужским шоссе, а еще одна – в районе 26-го пикета. Общая протяженность новой дороги на территории «Новой Москвы» составит 22,4 км.

Интересно отметить, что в планы столичных властей не входит строительство большего числа развязок и съездов на новой автомагистрали.

Завершение эксплуатации

Несмотря на многократные модернизации, к началу восьмидесятых годов система С-25 уже завершала свое существование. Технические решения конца сороковых — начала пятидесятых годов полностью исчерпали возможности дальнейшего совершенствования. Даже поддержание системы в работоспособном состоянии становилось непосильной задачей — элементная база важнейших радиоэлектронных систем давно не выпускалась промышленностью, а специальный заказ резко увеличивал стоимость. С другой стороны, в 1979 г. на вооружение был принят новейший зенитный ракетный комплекс войск ПВО страны С-300П. Представлялось целесообразным использовать уникальную и весьма дорогостоящую инфраструктуру системы С-25 при формировании идущей ей на смену новой системы зенитного ракетного прикрытия Москвы. Создание системы С-50 на базе технических средств С-300П было задано Постановлением от 23 октября 1980 г. Новая система была принята на вооружение в 1994 г. Система С-25М1 (С-25МА) и ее ракетные комплексы были сняты с боевого дежурства в 1984 году.

http://site3f.ru/2013/11/202/

Примечания

  1. Батюк В. И., Пронин А. В. «Почему Г. Трумэн „пощадил“ СССР» // Военно-исторический журнал. — 1996. — № 3. — С. 74.
  2. ↑ Грани «Алмаза». 55 лет (История в событиях и лицах 1947—2002). Сост. С. Касумова, П. Проказов. — М.: «Алмаз», 2002. — ISBN 5-86035-035-X
  3. Головной разработчик КС-1 Комета
  4. , с. 138.
  5. ↑ , с. 24.
  6. , с. 136.
  7. , с. 395.
  8. , с. 283.
  9. Леонов Леонид Васильевич (1910—1964) — главный конструктор радиолокационных станций обнаружения сантиметрового диапазона. В 1949 г. им разработана и создана первая такая станция П-20.
  10. , с. 160.
  11. , с. 448.
  12. , с. 143.
  13. , с. 500.
  14. ↑ «Сверхтяжелый перехватчик ПВО Ту-4 Д-500 [источник не указан 1412 дней]
  15. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июля 2016.
  16. Сводная таблица из «Альбома разработок ЦКБ „Алмаз“ 1947—1977 гг.» и альбома «Зенитный стационарный ракетный комплекс С-25»)
  17. ВВС США в 1950-х годах отрабатывали тактику доставки ядерного боеприпаса на малых и сверхмалых высотах методом «броскового бомбометания». Подобная тактика отрабатывалась даже на стратегических бомбардировщиках B-47, и хотя последние не были рассчитаны на подобное применение, тем не менее единичные атаки против стратегически важных объектов тыла могли быть выполнены подобным образом.

Когда планируется запуск?

Первый участок ЦКАД протяженностью 49,5 км (96 км – 146 км) уже построен. Он прошел по территориям:

  • городского округа Домодедово;
  • Подольского района;
  • Троицкого административного округа;
  • Наро-Фоминского района.

По задумке проекта на утвержденной схеме участка «номер 1» было построено 46 мостов и 6 разноуровневых развязок. Этот пусковой комплекс относится к категории дорог «1А», что означает то, что скорость движения по магистрали рассчитана на 140 км в час. Ширина трассы: от 4 до 6 полос движения в обе стороны. Учитывая ширину и скоростной режим, почти на всех участках они разделены ограждениями-«отбойниками».

Движение по этому участку планируется запустить в ближайшее время.

Строительство первого участка поможет в значительной степени разгрузить выезды из Москвы, которые заполнены транзитным транспортом, затрудняющим подъезд к городу. Участок будет платным, за каждый 1 км придется заплатить 2,32 руб.

Достоинства и недостатки

В связи с запретом на проезд грузового транспорта по МКАД, на Малое московское бетонное кольцо легло дополнительное бремя нагрузки. Многие, желая быстрее миновать московский узел, используют именно эту трассу. В связи с этим есть ряд недостатков:

  • Ширина трассы. Она по-прежнему в основном двухполосная, поэтому пропускная способность невелика.
  • Малая скорость движения. Большая часть трассы имеет ограничения по скорости и на многих участках запрещён обгон, поэтому по трассе сильно не разгонишься.
  • Большая загруженность. К сожалению, пробки характерны и для МБК. Особенно часто они возникают на железнодорожных переездах и на пересечениях с городами и крупными населёнными пунктами в часы пик.

Но недостатки при желании можно найти и в самых современных дорогах. МБК, несмотря на все свои недостатки, может значительно облегчить водителю проблемы с проездом через столичную зону. Трасса по-прежнему является одной из основных артерий, которая позволяет значительно снизить нагрузку на МКАД и другие жизненно-важные транспортные линии столицы.

Транспортные кольца Москвы. История

Москва была близка к кольцевой форме с самого этапа зарождения, древние европейские города часто планировались именно по такой схеме. Пункты военно-тактического и транспорто-промышленного назначения строились по радиально-кольцевой планировке. Москва стояла в области пересечения нескольких путей, по этой причине стала крупным транспортным узлом.

Такая планировка позволяет организовать быстрое перемещение внутри города, при этом сохраняется перегруженность в центральной зоне столицы. Современная планировка складывалась постепенно, с ростом города, появлялись все новые кольца, в итоге к нашим дням сделать планировку другой невозможно.

(Схема Садового кольца)

Структура присуща городу с основания, в конце XVI века укрепления зафиксировали округлую форму. Первой линией стали стены Белого города, создавалось почти полное кольцо, впоследствии эта территория стала Бульварным кольцом. Замкнутым кольцом стали стены Земляного города, которые охватили все Замоскворечье. Именно здесь появилось знаменитое Садовое кольцо.

Третье главное управление

Чтобы «заковать» С-25 в «железо и бетон», было создано Третье главное управление во главе с генерал-полковником Василием Рябиковым, одним из заместителей министра вооружения Дмитрия Устинова. Научно-техническую часть возглавил член-корреспондент АН СССР Александр Щукин. Талантливый и энергичный организатор Рябиков, ещё в 1945-м ставший Героем Социалистического труда, успешно выполнил и это очень непростое и масштабное задание. После этого он стал первым замом председателя Госплана СССР. Войсковыми частями, обслуживающими С-25, командовал генерал-лейтенант артиллерии Сергей Ниловский — личность легендарная. Звания Героя Советского Союза он удостоился ещё в Финскую войну за прорыв «линии Маннергейма», а в 1941-м за успешное новаторское применение в боях под Москвой «катюш» Сталин лично присвоил подполковнику Ниловскому звание генерал-майора. Вокруг Москвы за 5 лет были возведены (в соответствии со сталинским рисунком) два кольца бетонированных дорог с радиусами 50 и 90 километров, считая от Кремля. Все водители знают две бетонки вокруг Москвы: большая и малая МКД — скромные, в основном двухполосные трассы без резких поворотов, крутых подъёмов и спусков. Но не все знают, что под слоем асфальта лежат толстые железобетонные плиты, способные выдержать тяжёлые тягачи с ракетами, предназначенными для обороны Москвы. Вдоль трасс были построены мощные линии электропередачи, базы хранения и подготовки ракет, заглублённые командные пункты. На каждой из 56 позиций зенитных ракетных комплексов выросли бетонированные помещения для аппаратуры центров наведения, стартовые позиции с 60 пусковыми установками и сетью подъездных дорог к ним. Также были построены жилые городки для офицерского состава и казармы для солдат. Для конспирации бетонированные сооружения именовались «овощехранилищами», стартовые поля — «выгонами». Каждый центр наведения линейно сканировал 60-градусный сектор пространства в горизонтальной и вертикальной плоскостях и должен был обнаруживать все входящие в этот сектор цели, автоматически сопровождать в нём одновременно до 20 целей и наводить на них зенитные управляемые ракеты. Когда работы по созданию ракет близились к концу, неожиданно вмешался главный инженер КБ-1 Серго Берия. Он отдал распоряжение реализовать в центре наведения предложение работавших в КБ-1 немецких специалистов. Но, по мнению Альперовича, если в части наведения ракет немцы продвинулись вперёд, то по слежению за целями они допускали промашки. Тем не менее Берия-младший объявил, что Альперович и его коллектив переключаются на помощь немцам и предупредил: «Если по предприятию будут ходить разговоры о том, что, кроме немецкого, есть ещё какие-либо варианты решения, то этим займутся органы». Пришлось договариваться с немцами. Те, надо отдать им должное, понимая ситуацию, пошли на компромисс: взяли в проект все принципиальные решения русских, хотя оставили в новом варианте свои, достаточно сложные элементы. В начале 1950-х годов система С-25 могла одновременно уничтожить до 1000 самолётов противника. Надёжность поражения обеспечивали пуски по каждой цели до 3 ракет. Создание в кратчайшие сроки в послевоенных условиях подобной оборонной системы было воистину подвигом учёных, инженеров и строителей.

Сколько военных наверху

Под космосом обычно понимают все, что находится выше 100 км от Земли. На околоземной орбите и выше летом 2021 года 2 666 искусственных спутников, из них принадлежат американским военным, около  — российским, 63 — китайской армии. В других странах, таких как Франция, Израиль, Германия, Италия, Индия, Великобритания, Турция, Мексика, Испания и Япония, их количество составляет менее десяти. Существуют и государства, например, в Африке, у которых нет ни одного армейского спутника.

Цифры эти не окончательные. Из-за секретности и существования ряда летательных космических аппаратов двойного использования (их применяют и армия, и коммерсанты) невозможно назвать точное количество военных спутников. Однако каждый год число ИСЗ (искусственных спутников Земли) увеличивается, на околоземную орбиту запускаются новые, которые умеют собирать еще больше информации и выполнять еще больше функций.

Космические силы США, например, 13 июня 2021 года отправили в космос своего сверхсекретного «Одиссея». Odyssey — новейший разведывательный американский спутник. По официальной версии, он предназначен для отслеживания космического мусора: обломков других аппаратов и отслуживших свое, неуправляемых ИСЗ. Odyssey был сконструирован и построен в рекордные сроки — за 11 месяцев вместо привычных пяти лет.

На орбиту спутник Odyssey доставила ракета Northrop Grumman Pegasus.

(Фото: Randy Beaudoin / NASA)

Московское центральное кольцо (МЦК)

Кольцо включает 31 узел для пересадки, создано удобство путей, возможность пересадки на общественный транспорт, остановки. Движение пассажиров стало возможным с 2021 года, в сентябре, также к 2021 в планах развитие соседних территорий. Будут расширяться зоны, ранее бывшие заброшенными, усовершенствуется доступность. Курсируют поезда «Ласточка» по 150 пар в выходные, по 170 пар в будни. Линия обозначена номером 14, в самые востребованные часы поезда будут ездить каждые 6 минут. Из всех станций, 17 связаны с метро, а 10 с ЖД радиальными ветками.

Малое кольцо Московской железной дороги с 1908 до 2021 годы

С 1908 тянется история Малого кольца, когда был создан путь по 8 направлениям, к 2012 году станций в работе стало 12. На данный момент идет строительство, результатом которого станет наземное метро, удобное для пересадок. С течением времени будут работать реконструированные пути.

«Дорогостоящая и сложная система»

В мае 1951 года по распоряжению правительства и Генштаба ВС СССР рядом с Капустиным Яром (Астраханская область) началось создание нового полигона для проведения испытаний опытного образца «Беркута».

25 июля 1951 года С-25 впервые выпустил зенитную ракету В-300. Спустя три месяца под Москвой стартовали испытания опытного образца станции наведения Б-200. Весной 1953 года на высоте 7 км «Беркут» перехватил мишень Ту-4, выпустив по ней одну ракету с осколочно-фугасной боевой частью. Во второй половине 1954 года в ходе стрельб в зоне ответственности ПВО Москвы ЗРК уничтожил самолёт-мишень Ил-28.

1 апреля 1955 года советские военные завершили государственные испытания С-25, а в следующем месяце комплекс был принят на вооружение. Эксплуатацией пусковых установок ЗРК и радиолокационных станций занимались части 1-й армии ПВО особого назначения, которые дислоцировались под Москвой.

  • Ракеты для ЗРК С-25 на параде в Москве

Формирование столичной системы противовоздушной обороны фактически завершилось в 1956 году. Защиту неба над Москвой и областью обеспечивали два эшелона общей численностью 56 полков. В районе дислокации каждого подразделения находились 60 пусковых установок.

Особенность размещения зенитных ракет С-25 заключалась в том, что они не располагались в контейнерах. Огневые позиции представляли собой стоящие в несколько рядов вертикальные пусковые столпы, которые были легко заметны на местности.

При этом станции наведения ракет находились в полузаглублённых железобетонных сооружениях, которые сверху были замаскированы травяным покрытием.

Также по теме

«Колоссальный прорыв»: российские учёные разработали новый способ обнаружения самолётов-невидимок

В России разработан новый метод селекции движущихся объектов, изготовленных по технологии «стелс». Как сообщили в Радиотехническом…

С-25 обладал возможностью одновременно обстреливать до 20 целей. Для поражения одного воздушного объекта отводилось до трёх ракет. В августе 1956 года расчёты ЗРК впервые приняли участие в учениях войск противовоздушной обороны, перехватив на них 191 цель.

Боеприпасы для С-25 были впервые продемонстрированы широкой публике на параде в Москве 7 ноября 1960 года.

В процессе эксплуатации советские предприятия постоянно совершенствовали ракеты для решения задач по отражению массированных налётов авиации противника.

В 1960-е годы инфраструктура столичной системы ПВО подверглась модернизации. На боевом дежурстве обновлённые комплексы С-25М находились до 1982 года и были впоследствии заменены на самоходные ЗРК C-300.

Как отмечают эксперты, развёртывание С-25 во второй половине 1950-х годов придало мощный импульс развитию отечественных зенитных комплексов, средств радиолокации и управления войсками ПВО. Опыт разработки и эксплуатации «Беркута» позволил осознать необходимость последующего оснащения армии СССР передвижными и самоходными ЗРК.

Например, научно-технологический задел, полученный в рамках реализации проекта С-25, применялся при создании комплекса С-75, который 1 мая 1960 года в небе над Свердловской областью сбил самолёт-разведчик США Lockheed U-2. Впоследствии данное средство ПВО успешно использовалось во Вьетнамской войне для уничтожения американской авиатехники.

«Помимо прочего, С-25 — это первый отечественный многоканальный ЗРК, то есть он мог отслеживать разные типы целей. Но «Беркут» получился очень крупным и потому размещался на стационарных позициях в Подмосковье. По тем временам это была дорогостоящая и сложная система», — пояснил в беседе с RT военный эксперт Юрий Лямин.

По его словам, в процессе создания С-25 советским конструкторам в кратчайшие сроки пришлось решать множество проблем. В частности, на начальном этапе развития находилась компьютерная техника — советские электронно-вычислительные машины 1950-х годов были громоздкими и потребляли значительный объём энергии.

«Крупные габариты электронного оборудования сильно ограничивали разработчиков зенитных ракетных комплексов, но эта проблема существовала во всём мире. В 1950-е годы потянуть такой проект, как ЗРК, могла только передовая страна. И задача, поставленная руководством СССР, была успешно выполнена. Удалось разработать новые радары, ракеты, системы управления», — рассказал Лямин.

Жизненная необходимость

К началу холодной войны, бывшие союзники по антигитлеровской коалиции уже вынашивали несколько планов по ведению войны против СССР. Самые известные из них – это операции «Немыслимое», «Тоталити», «Дропшот», но были и другие, более или менее известные в истории военные замыслы против Советского Союза. Все эти планы отличались одной схожей чертой: так, используя козырь, оставшийся после Второй мировой войны, сильную бомбардировочную стратегическую авиацию, предусматривали масштабные атомные бомбардировки городов и промышленных центров СССР.

Опыт прошедшей мировой войны показывал, что зенитная артиллерия и истребители ПВО уже не могли остановить массированный налет тяжелых бомбардировщиков. Несмотря на все попытки усовершенствования ствольной зенитной артиллерии, к началу 50-х годов она достигла своего пика развития. Ни радиовзрыватель, ни наводка при помощи РЛС не смогли бы остановить налет 500-700 американских «Суперкрепостей». Истребители с трудом преодолевали заградительный огонь оборонительных турелей бомбардировщиков. И это не считая возможного боя с их истребительным прикрытием. Более того, на больших высотах у ПВО традиционного типа было всего около 10-20 минут, чтобы остановить прорыв формации вражеских бомбардировщиков. И это при том, что противник готовился выставить до 1200 четырехмоторных бомбардировщиков за один налёт. Стране срочно требовалось более эффективное, а главное – нестандартное средство ПВО.

Примечания

  1. Постановление. Государственный Комитет Обороны. № ГКО-1541сс от 5 апреля 1942 года. «Об усилении противовоздушной обороны Москвы»
  2. Коллектив авторов. Боевой состав Советской Армии. Часть III. (Январь — декабрь 1943 г.) / Г.Т. Завизион. — Военно-Научное управление Генерального Штаба. — Москва: Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство Министерства обороны СССР, 1972. — 336 с.
  3. Директива Генерального штаба ВС от 25 октября 1945 года
  4. Директива Генерального штаба ВС от 23 мая 1946 года
  5. Директива Генерального штаба ВС от 14 августа 1948 года
  6. Приказ министра обороны СССР от 20 августа 1954 года
  7. Приказ министра обороны СССР от 27 августа 1954 года.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector