Системы полного привода: какие бывают и каких проблем ждать от каждой из них
Содержание:
KIA Sorento 4
Kia Sorento станет первым кроссовером, построенным на новой платформе концерна Hyundai, которая пока что использовалась только для седанов Hyundai Sonata и Kia K5. По сравнению с предшественником, который в России известен под именем Sorento Prime, новый кроссовер подрос в длину, ширину и высоту всего на 10 мм — до 4810, 1900 и 1690 мм соответственно. Хотя колесная база вытянулась на 35 мм, так что теперь расстояние между осями составляет 2815 мм.
Бензиновый турбомотор 2.5 T-GDi (281 л.с., 421 Нм) в европейской гамме не появится, хотя на рынках США и Кореи он заменит атмосферник V6. Зато в Корее, Европе и Америке будет доступен гибридный Sorento. Под его капотом установлена бензиновая турбочетверка 1.6 T-GDI (180 л.с., 265 Нм), а в шестиступенчатый «автомат» встроен электромотор мощностью 60 л.с. Пиковая отдача этого тандема — 230 л.с. и 350 Нм. Но емкость расположенной под полом литий-ионной тяговой батареи всего 1,49 кВт∙ч.
Новый турбодизель 2.2 семейства Smartstream имеет алюминиевый блок цилиндров и весит на 38 кг меньше своего предшественника. Хотя отдача почти не изменилась: 202 л.с. и 440 Нм. Дизельным машинам положен восьмиступенчатый «робот» с двумя сцеплениями. Полный привод с муфтой на задней оси по-прежнему будет доступен в качестве опции. Позже появится полноценный подзаряжаемый гибрид.
В Европе, куда кроссоверы будут поставлять из Кореи, на них будет распространяться семилетняя гарантия (или 150 тысяч километров пробега), а выпуск машины для американского рынка будет налажен на предприятии в Вест-Пойнте, штат Джорджия. Старт продаж состоится в третьем квартале 2020 года.
Чем отличается от внедорожника и паркетника
Большинство покупателей путают представителей этих классов, потому что основные отличия несут лишь конструктивный характер. Внешне такие автомобили редко когда имеют серьезные отличия.
Полноценный внедорожник может быть меньше, чем кроссовер. Примером тому служит Suzuki Jimni. В сравнении с Nissan Juke этот автомобиль для любителей off-road преключений кажется миниатюрным. На этом примере видно, что нельзя кроссовер сравнивать с внедорожником по внешним признакам.
Чаще среди внедорожников в полном смысле этого термина встречаются большие модели. Среди них – Chevrolet Suburban. Длина гиганта составляет 5699 миллиметров, а высота – 1930мм. Некоторые модели рассчитаны на 9 мест включая водительское.
Подобный подход применяется и в случае сравнения кроссовера с паркетником. Второй внешне ни чем не отличается от полноразмерного SUV, однако по технической части он предназначен для езды исключительно по ровным дорогам.
В случае с паркетниками у них всегда передний привод. Скорее паркетник это следующая ступень после представителей класса SUV и CUV. Они значительно уступают в производительности даже кроссоверам, хотя внешне могут выглядеть внушительней, а в салоне быть более комфортными.
Вот список основных факторов, которыми кроссовер отличается от внедорожника и паркетника:
- Несущий кузов вместо рамной конструкции. Это значительно снижает вес автомобиля и его стоимость. По этой причине на изготовление кроссоверов уходит меньше материалов и его стоимость сравнительно небольшая.
- Кроссовер собирается на платформе легкового автомобиля. Вот несколько примеров: Audi Q7 (платформа Audi A6), BMW X3 (BMW 3-series), Ford EcoSport (Ford Fiesta), Honda CR-V/Element (Honda Civic) и другие.
- Большинство современных кроссоверов не имеют раздаточной коробки. Вместо нее вторая ось включается автоматически при помощи вискомуфты или электромагнитной муфты, когда машина выезжает на дорогу с неоднородным покрытием (снег на льду или грязь).
- Если сравнивать кроссовер с внедорожником, то первый значительно уступает по глубине брода и углам подъема/спуска, так как его трансмиссия не имеет элементов, необходимых для преодоления серьезных горных холмов. Клиренс в кроссоверах чаще всего не превышает 200 миллиметров.
- По умолчанию все кроссоверы имеют привод только на одну ось (переднюю или заднюю). Вторая включается, когда ведущая начинает пробуксовывать. Чтобы привлечь больше покупателей к своей продукции, некоторые производители оснащают свои автомобили только одним приводом. Компания Dimler, например, планирует перевести кроссоверы Mercedes-Benz на передне- или заднеприводные варианты.
- По сравнению с внедорожниками кроссоверы менее «прожорливы». Сравнительно низкий расход объясняется тем, что мотор в них устанавливается менее производительный. Мощности силового агрегата достаточно для эксплуатации в городском режиме, а небольшой запас позволяет проехаться по небольшому бездорожью. Также многие модели из данной категории обладают улучшенной аэродинамикой, что положительно влияет на расход топлива.
- Перед полноценными внедорожниками некоторые модели кроссоверов значительно уступают в объеме багажника. Конечно, если речь не идет о маленьких авто класса SUV.
Подключаемый полный привод
Эта схема полного привода является самой простой, а, следовательно, и самой надежной. Но каких-либо сверх чудес от нее ожидать не стоит. Вся ее суть должна быть понятна из названия. В автомобилях с такой трансмиссией постоянно крутящий момент от двигателя передается только на одну ось. В зависимости от модели такими постоянно ведущими колесами могут быть как передние, так и задние. Последний вариант встречается чаще, так как он более практичный в плане обслуживания и ремонта.
Собственно, полный привод может подключаться вручную, когда, по мнению водителя, он поможет преодолеть сложный участок дороги
При этом, важно понимать, что подключаемый полный привод реализован таким образом, что все четыре колеса взаимосвязаны между собой жестко. То есть, независимо от дорожных условий, поворота руля и так далее – все четыре колеса вращаются с одинаковой скоростью
Как это работает на бездорожье? При включенном полном приводе на таких автомобилях все колеса «молотят» одинаково, независимо от того, какое покрытие находится под каждым из них. Например, если три колеса наедут на очень скользкую поверхность (лед, рыхлый снег, грязь), а одно останется на более или менее твердой поверхности, то именно последнее и «вытянет» машину из этой ситуации.
Исходя из этого, получается, что такой полный привод абсолютно недопустимо использовать на нормальных дорогах с твердым покрытием. Это приведет не только к повышенному износу покрышек, но также может в один миг вывести из строя всю трансмиссию. Также из принципа работы подключаемого полного привода следует, что для обеспечения лучшей динамики и управляемости – технология не подходит.
Плюсы полного привода «part-time»
Собственно, достоинств у полного привода подключаемого типа не так уж и мало:
- сравнительная простота устройства;
- возможность существенно увеличить проходимость автомобиля при необходимости;
- неприхотливость при правильной эксплуатации;
- невысокая стоимость обслуживания;
- не особо повышает шумность в салоне (по крайней мере, не выделяется на фоне остального шума);
- идеально подходит для периодического преодоления участков с грязью, размокшей глиной, песком, рыхлым и затвердевшим снегом.
В некоторых ситуациях подключаемый полный привод позволяет избежать проблем при движении в горку по сколькому покрытию. Там, где передний или задний привод не «вытащит», подключенный полный – увеличит проходимость в полтора-два раза.
Минусы полного привода «part-time»
«Благодаря» относительной простоте, подключаемый полный привод имеет несколько недостатков:
- системой придется управлять вручную;
- наличие подключаемого полного привода не дает никаких преимуществ на скользких дорогах, где скорость движения – приличная;
- трансмиссия этого типа, будучи забытой во включенном положении, может привести к серьезным поломкам;
- подключаемый полный привод не имеет ничего общего с повышением управляемости, динамики, поворачиваемости и безопасности;
- наличие раздаточной коробки и других элементов вспомогательного моста утяжеляет автомобиль;
- соответственно, хоть и незначительно, повышается расход топлива.
В завершение стоит отметить, что даже за столь примитивную систему полного привода при покупке автомобиля, все равно, придется немного переплатить. Стоит ли оно того – зависит от предполагаемого режима эксплуатации. Часто ли вам понадобится полный привод, который эффективен только в глубокой грязи?
Марки и модели машин с подключаемым полным приводом
Справедливости ради следует сказать, что истинный подключаемый полный привод – это, скорее, дань прошлому. Встречаются они, конечно, и в более или менее современных автомобилях. Но, это либо дешевые китайские копии легендарных американских или европейских внедорожников, или же машины с не совсем «честными» подключаемыми приводами.
Из известных моделей, которые, несмотря на свой возраст, пользуются популярностью среди любителей бездорожья и по сегодняшний день, можно отметить две машины. Первая, это, конечно же, Jeep Wrangler. Знаменит этот автомобиль, в том числе, тем, что после его появления многие пользователи начали обзывать «джипами» абсолютно все, что имеет схожие очертания кузова. Да и супер-способности таким автомобилям тоже нередко приписываются, хотя многие из них увязают в двухсантиметровом слое снега или грязи.
Второй, не менее легендарный автомобиль с подключаемым полным приводом – это японец Nissan Patrol. Это излюбленная модель охотников, рыбаков, егерей и других, кому машина нужна преимущественно для «лазания» по настоящей брутальной грязи, а не для понтов. Часто «снимается» в кино.
Американское мнение
Популярный штатовский справочник «Kelley Blue Book» обнародовал список наиболее демократичных в обслуживании автомобилей. Причем найден победитель практически в каждом классе. При оценке эксперты учитывали массу факторов, часть которых никак не сказывается на заботе о машине в России. Однако статистические данные могут быть информативны, даже если исходные параметры отличаются.
- Из компактных внедорожников наименее затратным признан Nissan Juke ;
- Самый экономичный кроссовер, по мнению американцев, Hyundai Santa Fe ;
- Внедорожник класса люкс, который изымет из бюджета меньше всех остальных – Lexus RX 350 ;
- Из среднеразмерных полноценных кроссоверов наиболее скромен по расходам, как ни странно, Jeep Wrangler ;
- Если вам по душе и карману внедорожник-гибрид, американцы советуют купить Ford Escape : он в этом классе признан самым экономичным.
В российских реалиях можно принять точку зрения автожурнала, пожалуй, только по первым 2 пунктам, и то с оговорками. Впрочем, наш народ, если имеет возможность купить Lexus
илиWrangler , вряд ли будет задумываться о дешевизне техобслуживания.
Subaru XV Crosstrek 2013
Продолжает топ самых надёжных кроссоверов подержанный Subaru XV Crosstrek 2013 года, который имеет стандартный полный привод и высокий показатель безопасности. Тем не менее маломощный двигатель не позволяет ему быть лидером в своём классе.
Subaru XV Crosstrek 2013
Преимущества:
- Полный привод по умолчанию.
- Хорошая экономия топлива.
- Один из самых надёжных кроссоверов.
Недостатки:
- Слабый двигатель.
- Невзрачные материалы интерьера.
Есть несколько веских причин, чтобы рассмотреть подержанный Subaru XV Crosstrek 2013 года. Он предлагает редкую комбинацию – стандартный полный привод и впечатляющую экономию топлива – вместе с высоким показателем безопасности. Тем не менее это не особенно хороший малолитражный внедорожник. Двигатель слабый, а показатель надёжности настолько плохой, насколько это возможно. Мрачный интерьер также вредит его привлекательности.
Благодаря полному приводу, Subaru XV Crosstrek 2013 года, оснащённый 148-сильным четырёхцилиндровым двигателем, испытывает трудности при наборе скорости на трассе. Механическая коробка передач с пятью скоростями обеспечивает приличную экономию топлива: 10 л. на 100 км. в городе и 8 л по трассе. С его доступной автоматической коробкой передач экономия топлива улучшается – 9,4 л. в городе и 7,3 л. на трассе. Это хорошие оценки для класса. Несмотря на высоту XV Crosstrek, он управляется как легковой автомобиль. Тормоза сильные, а система полного привода хороша на грунтовых дорогах и в плохую погоду.
В то время как пятиместный Subaru XV Crosstrek 2013 года имеет красивый дизайн интерьера, его пластиковые поверхности тусклые и малобюджетные. В обоих рядах достаточно места для пассажиров. Для установки детских мест в каждом заднем наружном сиденье имеется полный набор защёлок. XV Crosstrek 2013 года поставляется с USB и вспомогательными портами, а также Bluetooth. Он доступен с навигацией, люком в крыше, автоматическим климат-контролем, кожаной обивкой, 4,3-дюймовым ЖК-экраном и HD-радио.
Средняя цена XV Crosstrek 2013 года колеблется от 14200 долларов за комплектацию 2.0i Premium с механической коробкой передач до примерно 16000 долларов за комплектацию 2.0i Limited с автоматической коробкой передач. Тем не менее, окончательная цена зависит от местоположения, состояния, пробега и характеристик внедорожника.
Subaru XV Crosstrek получил оценку краш-теста от Страхового института безопасности дорожного движения, но не от Национальной администрации безопасности дорожного движения. IIHS дал ему наивысшую оценку «Хорошо» во всех четырёх проведённых тестах (умеренное фронтальное перекрытие, боковой удар, защита от столкновения сзади и прочность крыши). Стандартных функций активной безопасности нет, но доступна резервная камера.
Лучшие компактные кроссоверы
Компактные кроссоверы размерами немного превосходят хетчбэки, но отличаются увеличенным клиренсом, шириной кузова и высотой салона. Это делает их более проходимыми и удобными. Парковаться в городе на них проще всего.
Renault Sandero Stepway — с экономичным расходом топлива
В условиях современного мира хочется, чтоб поездки были более направленными и не забирали так много времени, как есть на сегодняшний день.Поэтому мобильное приложение поиска парковки поможет сэкономить время и бензин.
Это лучший компактный кроссовер от французской компании, который обладает еще и малым расходом топлива. С двигателем 1.6 л и АКПП он потребляет 4.5 л на 100 км в смешанном цикле.
Его внешний вид отличается небольшим рейлингом на крыше, хромированными порогами, дверными ручками и накладками на зеркала. Колесные арки предусмотрительно покрыты пластиком, что продлевает устойчивость к коррозии.
Плюсы:
- 103 л.с. для быстрого разгона;
- крепление стоек усилено дополнительно сваркой;
- поджатая выносливая подвеска;
- руль с ГУР регулируется по углу наклона;
- 2 подушки безопасности;
- обогрев передних сидений;
- спинка дивана складывается 2/3 без ступеньки;
- центральный замок;
- в базе диски R15;
- поставляется со стальной защитой картера;
- максимальная скорость 171 км/ч;
- небольшая масса кроссовера 1090 кг;
- компактные габариты 4024х1746х1550 мм.
Минусы:
- простоватый дизайн;
- маленький экран;
- стоимость от 500000 рублей;
- минималистское оформление салона (вертикальная торпеда с несколькими клавишами, плоские сиденья);
- на мультируле всего 4 кнопки.
Рекомендации:
6 лучших надежных автомобилей
Как выбрать автомобиль с пробегом
Как правильно выбрать хороший автомобиль
Kia Soul — с особенным дизайном
Это лучший компактный кроссовер для тех, кто хочет выделиться из общего потока. Автомобиль сочетает в себе современные разработки и нотки ретро. Его отличают ровные линии капота и крыши, огромный воздухозаборник и трехмерные фары, вертикальный свес задней части кузова.
Машина снабжена круглыми противотуманными фарами, штатными дисками на пять спиц и может иметь крышу не в цвет с кузовом, что повышает ее привлекательность.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ
8 лучших автомобильных присадок
Плюсы:
- необычный запоминающийся дизайн;
- хорошая обзорность с места водителя;
- спереди два подстаканника вмещающие тару на 1.5 л;
- мультируль на 14 клавиш;
- компактные размеры для парковки 4140х1800х1616 мм;
- двигатель 1.6 л с мощностью от 124 до 204 л.с.;
- максимальная скорость 177-205 км/ч;
- разгоняется до 100 км/ч за 11 с;
- выбор трансмиссии из четырех вариантов (два вида автомата на 6 и 7 передач с ручным режимом, «сухой» автомат и двойное сцепление, механика на 6 ст.);
- масса 1200 кг;
- в базе литые диски на 16 дюймов, но арки позволяют установить и R18;
- расход топлива 7-8 л в смешанном цикле;
- поставляется уже с брызговиками;
- электронная система курсовой устойчивости;
- активное управление (ассистент);
- помощь при движении в гору;
- 6 динамиков и кондиционер;
- фары провожают водителя и гаснут с задержкой.
Минусы:
- клиренс 153 мм меньше, чем у некоторых седанов;
- запаска временная (докатка);
- багажник на 320 л;
- нет полного привода (только передний);
- нежное лакокрасочное покрытие, особенно в черном цвете;
- ходовая работает громко (слышно хлопки при проходе ям).
Nissan Qashqai — широкий выбор мощности в 2018 г
Это лучший кроссовер, который имеет много вариантов по мощности. Для любящих экономию предлагается двигатель 1.2 л на 115 л.с. Любителям драйва японский концерн поставляет 1.6 л, выдающий 163 л.с. Среди дизелей есть 1.5 и 1.6 л, производящие 110 и 130 л.с.
Модели могут комплектоваться МКПП или АКПП. Дизельная версия 1.6 л оснащается полным приводом. Пятидверный кроссовер обладает узкими фарами, бампером сложной формы и скошенной крышей, повышающей аэродинамику.
Плюсы:
- производитель предоставляет гарантию от коррозии на 12 лет;
- за вторым рядом сидений багажник на 430 л;
- диски на 17 дюймов;
- масса 1385 кг;
- способен перевозить до 600 кг (груз и пассажиры);
- небольшой диаметр разворота 10.7 м;
- дорожный просвет 185 мм позволяет легко проезжать бордюры и другие препятствия;
- длина 4394 мм не сильно выглядывает в припаркованном ряду у края проезжей части;
- выхлоп СО2 не более 122 г/км;
- за городом расход составляет 4.4 л;
- разгон до 100 км/ч за 11 с;
- кроссовер способен достичь скорости 183 км/ч;
- современный дизайн кузова;
- хорошая работа АКПП;
- высокое качество сборки;
- приемлемая шумоизоляция;
- низкая парусность.
Минусы:
- дорогое обслуживание на официальном сервисе;
- пластик местами дешевый;
- сайлентблоки передней балки имеют небольшой ресурс на плохих дорогах;
- слышен стук стоек.
Бюджетные внедорожники на механике
Среди недорогих представителей авто, имеющих хорошую проходимость, большинство моделей — это внедорожники с механикой.
Nissan Juke
Среди небольших автомобилей данного класса хочется отметить популярный среди молодежи Nissan Juke. Несмотря на свою невысокую стоимость (до 700 000 рублей) этот автомобиль достаточно комфортен и надежен в эксплуатации. Он может преодолеть легкое бездорожье и подойдет для путешествий на небольшие расстояния. Продается он в стандартной комплектации, которая предполагает МКПП, антиблокировку тормозов, передний привод, систему курсовой устойчивости. Подогрев сидений, передние электростеклоподъемники, современный дизайн — делают Nissan Juke удобным и комфортным в эксплуатации.
УАЗ Патриот
Среди недорогих внедорожников есть и полноразмерные модели. Например, представитель отечественного автопрома — УАЗ Патриот. Выпускаются варианты с бензиновым и дизельным двигателем. Автомобиль вполне универсален, он подойдет для путешествий и езды по городу, так как в состоянии преодолевать участки бездорожья.
Конечно, автомобилей класса внедорожники и кроссоверы с МКПП гораздо больше. Сегодня производитель, несмотря на развитие технологий, чаще всего предусматривает при оснащении варианты с механической коробкой передач. Наличие выбора расширяет возможности покупателя.
Виды привода, используемые на авто
На автомобилях нашли применение три вида полного привода, отличающиеся между собой как конструктивно, так и по особенностям работы:
- Постоянный полный привод
- С автоматически подключаемым мостом
- С подключением вручную
Это основные и самые распространенные варианты.
Виды полного привода
Постоянный привод
Постоянный полный привод (международное обозначение – «full time»), пожалуй, единственная система, которая используется не только на кроссоверах и внедорожниках, а также и универсалах, седанах и хэтчбеках. Используется он на авто с обоими видами компоновки силовой установки.
Виды кузовов автомобиля
Особенность этого вида трансмиссии сводится к тому, что механизм отключения одной из осей не предусматривается. При этом раздаточная коробка может иметь понижающую передачу, включение которой осуществляется принудительно при помощи электронного привода (водитель просто выбирает селектором требуемый режим, а сервопривод осуществляет переключение).
Селектор выбора пониженной передачи и интенсивности движения в зависимости от местности
В его конструкции используется межосевой дифференциал с механизмом блокировки. В разных видах трансмиссии блокировка может осуществляться вискомуфтой, многодисковой муфтой фрикционного типа или же дифференциалом Torsen. Одни из них выполняют блокирование в автоматическом режиме, другие – принудительно, вручную (с использованием электронного привода).
Межколесные дифференциалы в системе постоянного полного привода также оснащаются блокировками, но не всегда (на седанах, универсалах и хэтчбеках ее обычно нет). Также не обязательно наличие блокировки сразу на двух осях, нередко такой механизм устанавливается только на одной из осей.
Привод с автоматически подключаемой осью
В авто с автоматически подключаемым мостом (обозначение – «On Demand»), полный привод включается только при определенных условиях – когда колеса постоянно работающей оси начали проскальзывать. В остальное время автомобиль является передне- (при поперечной компоновке) или заднеприводным (в случае, если двигатель располагается продольно).
У такой системы есть свои конструктивные особенности. Так, раздаточная коробка имеет упрощенную конструкцию и понижающей передачи в ней нет, но при этом она обеспечивает постоянное распределение крутящего момента по осям.
Также отсутствует и межосевой дифференциал, зато присутствует механизм автоматического подключения второй оси. Примечательно, что в конструкции механизма используются те же узлы, что и в межосевом дифференциале – вискомуфта или фрикционная муфта с электронным управлением.
Особенность работы привода с автоматическим подключением заключается в том, что распределение крутящего момента по осям делается с разным соотношением, которое меняется при разных условиях движения. То есть, при одном режиме вращение распределяется в пропорции, например, 60/40, а при другом — 50/50.
На данный момент система с автоматическим подключением полного привода является перспективной и ее используют многие автопроизводители.
Трансмиссия с ручным управлением
Трансмиссия с подключаемым полным приводом в ручном режиме (обозначение – «Part Time») сейчас считается устаревшей и используется не часто.
Ее особенность заключается в том, что подключение второго моста осуществляется в раздаточной коробке. И для этого может задействоваться как механический привод (посредством рычага управления раздаткой, установленной в салоне), так и электронный (водитель задействует селектор, а сервопривод осуществляет подключение/отключение моста).
В такой трансмиссии отсутствует межосевой дифференциал, что обеспечивает постоянное соотношение распределение крутящего момента (обычно в пропорции 50/50).
Практически всегда в межколесных дифференциалах используется блокировка, причем принудительная. Эти конструктивные особенности обеспечивают наибольшие показатели проходимости авто.
Заключение
Обзор автомобилей повышенной проходимости будет неполным, если не упомянуть следующие модели:
- Land Rover Freelander — кроссовер от британской компании Land Rover, снятый с производства в 2004 г.;
- Grand Vitara — компактный кроссовер, который производился японской фирмой Suzuki;
- Toyota RAV4 — полноприводной кроссовер, выпускавшийся в Японии с 1994 г.;
- Ford F 150 — полноразмерный пикап, производимый Ford Motor Company;
- Rover lr4 — классический среднеразмерный внедорожник от Land Rover;
- Ford Raptor — американский пикап-внедорожник с богатой историей (первый Raptor был выпущен больше 60 лет назад);
- Нива — советский и российский полноприводной внедорожник, выпускающийся на заводе ВАЗ.
Проходимость джипов зависит от следующих факторов:
- высокий клиренс;
- углы свесов;
- диаметр и толщина колес;
- полный привод;
- рамная конструкция;
- мощный двигатель, высокий крутящий момент.
Чтобы выдерживать экстремальную нагрузку, основные узлы делаются из особо прочных материалов.
Если статья была вам полезна, не забудьте добавить в закладки (Ctrl+D) чтоб не потерять и подпишитесь на !