Skoda liaz история, технические характеристики, модели шкода лиаз

Обзор основных характеристик автобуса

На ЛиАЗ 5293 используется двухконтурная тормозная система барабанного типа с действием на все колеса. В базовую комплектацию также входит система ABS. Рулевой механизм оснащен гидравлическим усилителем, который позволяет легко управлять транспортом. Кузов — цельнометаллический, несущий, вагонной компоновки. Для посадки пассажиров имеются 3 двери с автоматическим открытием из кабины водителя. Всего в салоне вмещается до 100 человек, а количество сидячих мест равняется 25. Также имеется одно специальное место для пассажира с ограниченными возможностями передвижения и его инвалидной коляски.

Габариты автобуса: длина — 11,4 метра, ширина — 2,5 метра, высота — 3,06 метра, минимальный радиус разворота — 11,5 метров, колесная база — 5,84 метра. Ширина прохода при открытии дверей — 1,3 метра. Снаряженная масса транспортного средства составляет 10,12 тонн, а полная — 17,1 тонн. Автобус с газобаллонным оборудованием имеет высоту 3,322 метра, а также он тяжелее на 300 килограмм. Емкость топливного бака составляет 238 литров. Газовая модификация имеет 8 баллонов по 97 литров каждый и 1 запасной на 82 литра. Колесная формула автобуса — 4х2. Используется резина размером 275/70 R22,5″.

Салон имеет естественную вентиляцию через открывающиеся боковые окна, а также принудительную при помощи потолочных вентиляторов. Система отопления использует тепло от охлаждения двигателя и автономный жидкостной подогреватель. Нагретая жидкость циркулирует по всему салону, благодаря чему обеспечивается равномерный обогрев внутреннего пространства. Водительский отсек отделен от пассажирского специальной перегородкой, которая создает хорошую шумоизоляцию. Это позволяет водителю не отвлекаться на посторонние звуки и полностью сосредоточиться на управлении автобусом. В кабине установлен громкоговоритель, который позволяет делать объявления в салон.

ЛиАЗ 5293 имеет высокий запас прочности, поэтому его обслуживание и ремонт не доставляют много хлопот. Ресурс кузова составляет около 12 лет, а все основные системы легко выдерживают пробег в несколько сотен тысяч километров. Достать необходимые запчасти для ЛиАЗ 5293 также не составит труда. Их всегда можно купить у официальных дилеров.

На сегодняшний день ЛиАЗ 5293 стоит около 5 миллионов рублей.

Снижение спроса и банкротство компании

Как ни странно, появившееся вполне успешное семейство LIAZ 100 не получило немедленного признания у советских импортеров, а ведь СССР был на тот момент основным стратегическим партнером Чехословакии. Лишь в начале 80-х начались первые поставки, при этом, как правило, закупались седельные тягачи.

В 1989 году LIAZ обрел самостоятельность, а в 1992 стал акционерным обществом. Тем не менее уже через три года Skoda за баснословную сумму приобрела пакет оставшихся акций и организовала предприятие Skoda Лиаз. К тому времени Лиаз производил четыре семейства грузовиков. К среднему классу относились семейства S и FZ, оборудовавшиеся австрийскими 180-сильными двигателями STEYR. В семейство FZ входили самосвалы до 16 тонн. Самым многочисленным (27 базовых моделей) было семейство 300. В него входили бортовые грузовики, самосвалы, различные тягачи и шасси под строительное и коммунальное оборудование. Дизели, которыми оснащались эти автомобили, имели мощность от 230 до 380 л. с. В семейство M 300 входили исключительно два седельных тягача для международных перевозок.

Уже через год после реорганизации Skoda LIAZ показал на ганноверской выставке 1996 года новый седельный тягач 400 XENA, оснащенный 530-сильным американским дизелем. Кроме того, модель отличалась новаторским дизайном и конструкцией, однакл за шесть лет их было выпущено всего лишь около сотни.

К концу 90-х годов спрос на продукцию LIAZ неуклонно падал в связи с невозможностью конкурировать с более продвинутыми и высокотехнологичными моделями американских и европейских грузовиков. Распад СССР и последовавшая за этим потеря рынка привели к банкротству компании.

Модели 706 D и 706 R: особенности и технические характеристики

Базой для первого грузовика, который стало выпускать предприятие, стал Skoda 706 D. Имея грузоподъемность 7 тонн и мощность 110 л. с. грузовики во время войны выпускались для нужд Вермахта. Перед возобновлением производства в 1946 году была проведена модернизация. Автомобиль оснастили новой кабиной и увеличили мощность на 25 л. с. Обновленная версия получила индекс 706 R и была представлена в 1949 году в Москве на Чехословацкой автомобильной выставке. На ее базе впоследствии выпускались фургоны, автобусы, самосвалы и машины специального назначения. Использование общей базы значительно упрощало заказ запчастей независимо от целевого использования автомобиля.

Разработка и производство грузовиков Liaz были налажены еще до войны.

На грузовик устанавливался дизельный 6-цилиндровый двигатель, особенности конструкции которого позволяли извлекать поршни и шатуны из блока без демонтажа всего мотора. В каждом цилиндре располагались свечи накаливания. Топливный насос был снабжен центробежным распределителем, подающим топливо к форсункам. Водяная система охлаждения была оборудована термостатом.

Максимальная заявленная скорость автомобиля составляла около 53 км/ч, на деле же она редко превышала 40 км/ч при среднем расходе топлива примерно 30 л на 100 км. Дизельный двигатель работал в паре с 5-ступенчатой механической КПП.

Автомобиль был оборудован моторным тормозом, чего не было в большинстве дизельных грузовиков того времени.

Кабина 706 R просторна, в ней свободно размещались водитель и три пасажира, и изготовлена она была из дерева, обшитого стальными листами.

Новый долгосрочный договор с Чехословакией

17 июля 1981 г. Чехословакия и Болгария подписали в Шумене новый договор о сотрудничестве в области машиностроения на период 1981–2000 гг. В силу этого договора Болгария становилась самым крупным, а после 1983 г. и единственным производителем передних, средних и задних мостов для грузовых автомобилей LIAZ.

Так, до середины 1980-х годов Болгария произвела около 130 тыс. мостов для нужд обеих стран и собрала 15 тыс. грузовиков (из них 2000 были новые LIAZ 100). В 1987 г. в Шумене началась сборка LIAZ 100.050, а год спустя были освоены модели 110.010, 110.030 и 110.850. Выпускались и грузовики 110.471 и 110.551 для международных магистральных перевозок с увеличенной мощностью – до 290 и 305 л.с. Производство так называемых старых «Шкод», типа МТС, остановлено в 1988 г.

В начале 1989 г. КТА «Мадара» начал производить новые самосвалы 150.260, а в конце года и первые полноприводные самосвалы модели 151. Интересно отметить, что в 1989 г. в Шумене были собраны и первые 1000 полноприводных грузовиков ГАЗ-66.

К тому времени ежегодный выпуск завода составлял приблизительно 3000 грузовиков ГАЗ-53А (преимущественно ГАЗ-53-12) и около 3200 грузовиков LIAZ. Около 30 специализированных надстроек для этих машин производили болгарские предприятия. В середине 1970-х на заводе работало более 7000 человек, а десять лет спустя уже – 14 000.

В мае 1989 г. Технологический институт завода в сотрудничестве с немецкой фирмой ELBA-WERK Maschinen-Gesellschaft mbH разработал рефрижератор и бетоносмеситель с 6-кубовым барабаном. В то же время в институте была создана одна из самых интересных моделей – 12,5-тонный самосвал «Мадара 911» 6х4, у которого только кабина, двигатель и передаточная коробка были чешские, а всё остальное сделано в Болгарии. Машину оснащали 6-цилиндровым 290-сильным 12-литровым дизелем с нагнетателем. У этого грузовика практически нет аналога в номенклатуре Škoda-LIAZ. До конца 1989 г. было собрано 100 таких грузовиков. Существовала и внедорожная версия с колёсной формулой 6х6

Важно отметить, что в это время Болгария была мировым лидером в производстве зубчатых колёс для ведущих мостов с пластичной смазкой

В 1971–1975 гг. КТА «Мадара» экспортировал в Чехословакию 10 800 ведущих мостов типа РТ, с 1976 по 1980 г. объём поставок вырос до 54 800 шт., а с 1978 по 1984 г. – уже до 122 700 шт.

С конца 1970 г. по апрель 1989 г. в Шумене собрано более 27 000 грузовиков LIAZ и более 19 тыс. шасси по заказу автобусного в Ботевграде.

Салон

Салон вентилируется двумя способами: естественным путем через боковые окна и принудительно при помощи вентиляторов на потолке. Отопительная система функционирует на тепле, получаемом от работы силового агрегата. Также имеется автономный подогреватель жидкостного типа. Благодаря такой конструкции равномерно полностью греется автобус ЛиАЗ-5293. Система охлаждения в свою очередь обеспечивает комфортные для пассажиров условия летом.

Водительское место отгорожено от салона шумоизолирующей перегородкой, что позволяет шоферу лучше сконцентрироваться на управлении. Для объявления остановок и прочей информации в кабине предусмотрен громкоговоритель. Рассматриваемый автобус обладает высоким запасом прочности, что позволяет не затрачивать много ресурсов на обслуживание и ремонт. Расчетный ресурс кузова составляет 12 лет, а внутренние системы без труда выдерживают сотни тысяч километров.

Семейство LIAZ

Представленное на выставке в Брно в 1973 году семейство LIAZ 100 состояло на тот момент всего из двух автомобилей – бортового грузовика и седельного тягача с индексами 100.45 и 100.05 соответственно. Начало массового производства новых моделей пришлось на 1974 год, а обновление семейства было представлено в 1984 году. В него входили серии Skoda Liaz 110 с откидывающейся вперед кабиной, а также трехосные машины 122, представленные 26-тонным бортовым грузовиком 122.03 и тягачом 122.48 для 42-тонных автопоездов.

Новое поколение чехословацких грузовиков Шкода Лиаз 110 отличалось необычно стильным и продуманным дизайном. Этому предшествовало создание нескольких прототипов, что позволило в конечном итоге создать действительно оптимальную модель с идеально проработанными мелочами и унифицированными запчастями. Спроектированные на Лиаз новые двигатели MS638 и MS637, оснащенные 6 цилиндрами с турбонаддувом, при 2000 об/мин выдавали мощность 270 и 304 л. с. Крепление обоих двигателей было спроектировано с таким расчетом, чтобы каждый из них можно было устанавливать на любую модификацию. Наклон цилиндров на 45 градусов позволил освободить больше места для среднего сиденья и понизить пол в кабине. Также за сиденьями в кабине имелись багажная полка и спальное место, чем предыдущая модель не могла похвалиться.

Интересно, что примерно в то же время Renault предоставили заводам AVIA лицензию на выпуск малотоннажных грузовиков, и LIAZ сразу же предпринял попытку установить на свои тягачи французскую кабину. Однако эта идея оказалась неудачной, и чехи вернулись к собственной конструкции.

Вскоре были разработаны модификации Шкода с укороченной кабиной, трех- и четырехосные модели, полноприводное шасси с пассажирским кузовом (модель Africabus). Не упускались и возможности сотрудничества. Например, для грузовиков Tatra была разработана кабина со специальной облицовкой радиатора и высокой посадкой.

Модельный ряд ЛИАЗ Шкода

Skoda 706

В конце 1951 года правительство Чехословакии приняло решение возобновить выпуск самолетов на , а производство автобусов и тяжелых грузовиков Шкода-706 перенести на завод в селе Рыновице, входящий в группу предприятий ЛИАЗ (Либерецкие автомобильные заводы). Хотя В 1953 году ЛИАЗ стал независимым от Skoda, он все еще продолжал использовать свое название (Skoda LIAZ) до 1984 года. Сохранились фото первых грузовиков Шкода ЛИАЗ 706:


Skoda LIAZ 706 — одна из первых моделей грузовиков, выпускавшихся на LIAZ

С 1957 года на заводах Шкода ЛИАЗ выпускались самосвалы Skoda 706RTS, седельные тягачи Skoda 706RTTN, а также шасси Skoda 706RT, на базе которого производились бортовые грузовики, автобусы и различные специализированные автомобили. Все автомобили серии 706RT оснащались 160-сильным дизельным двигателем с непосредственным впрыском топлива.


Седельный тягач Skoda LIAZ 706 RTTN


Пожарный автомобиль на базе шасси Skoda 706 LIAZ RT

В 1966 году в производство запустили новую серию грузовиков Skoda 706MT, оснащенных шестицилиндровыми рядными 180-сильными дизельными моторами М630 и разработанной на 3 года позднее 210-сильной модификацией двигателя, обозначавшейся М634.


Седельный тягач на шасси 706 MT

Skoda LIAZ 100

В 1974 году к существующему модельному ряду добавился новый автомобиль — Шкода ЛИАЗ 100, разработанный на базе грузовиков серии 706MT.

Первыми на конвейер стали двухосные грузовики полной массой до 19 т и седельные тягачи Шкода ЛИАЗ 100.42, предназначенные для автопоездов массой до 38 т. В том же году к ним добавился седельный тягач с индексом 100.45, а через год — бортовой грузовик 100.05 (именно эта модель изображена на фотографии):


Бортовой грузовик Skoda LIAZ 100.05

Технические характеристики грузовика Skoda LIAZ 100.42

  • Тип: седельный тягач
  • Габаритные размеры (длина/ширина/высота), мм: 6350/2500/2810
  • Снаряженная масса, кг: 6800
  • Марка и тип двигателя: MS 634, дизельный R6
  • Объем двигателя, см. куб.: 11940
  • Мощность, л.с.: 201 при 2000 об/мин.
  • Максимальный момент, Нм: 751 при 1400 об/мин
  • Тип КПП: механическая, 5-ступенчатая
  • Максимальная скорость, км/ч: 98
  • Расход топлива, л/100 км: 35-40
  • Объем топливных баков: 2 по 175 л

Ещё по теме: Развозные грузовики MAN серии TGM – обновленная легенда снова на дороге

Skoda LIAZ 110

Через десять лет автомобиль изменился, он получил новый дизайн, откидывающуюся кабину, заднюю пневмоподвеску и новое обозначение — Шкода ЛИАЗ 110. Первоначально грузовик комплектовался одной из пяти модификаций двигателя M630 мощностью от 210 до 320 л.с. В 1992 году появились седельные тягачи Шкода ЛИАЗ 110.573, оснащенные большеобъемной кабиной Maxi и антиблокировочной системой тормозов.


Седельный тягач Skoda LIAZ 110.57

Обе модели активно экспортировались в Советский Союз. По сравнению с отечественными грузовиками, автомобили Шкода ЛИАЗ 100-110 считались более комфортными и надежными. Немало из них до сих пор эксплуатируется на междугородных трассах стран бывшего Советского Союза.

Skoda LIAZ Xena и Fox

К сожалению, даже модернизированные варианты чехословацких грузовиков не могли сравниться с моделями конкурентов из Западной Европы, а распад СССР поставил автозавод на грань разорения. В 1995 году концерн Skoda выкупил акции заводов LIAZ, образовав Акционерное общество Шкода-ЛИАЗ (Skoda-LIAZ a.s.). Кроме уже выпускаемых моделей, планировалось разработать и запустить в производство новую серию грузовиков.

Первым автомобилем, созданным новым Акционерным обществом, стал магистральный седельный тягач Шкода ЛИАЗ Ксена 19.47TBV. Новинка предназначалась для автопоездов массой до 44 т. На тягач устанавливалась кабина из стеклопластика на алюминиевом каркасе, мосты зарубежного производства, 16-скоростная КПП фирмы Eaton, ABS, дисковые тормоза спереди и пневмоподвеска с электронным управлением сзади. Фото- и видеообзор грузового Шкода ЛИАЗ Ксена 19.47 TBV дает представление о масштабах изменений, внесенных в конструкцию:


Магистральный тягач Skoda LIAZ Xena 19.47 TBV

В 2000 году модельный ряд компании пополнили грузовые автомобили серии Фокс, оснащенные двигателями мощностью до 330 л.с., но их выпуск не изменил тяжелое финансовое положение компании.


Самосвал Skoda LIAZ Fox

Последний грузовик был выпущен на LIAZ 1 сентября 2003 года. Им стал автомобиль техпомощи для гоночной команды Мартина Масика, участвовавшего в ралли Даккар.


Последний грузовик, выпущенный на заводе LIAZ

Технические характеристики

Тип кузова Несущий, полунизкопольный, цельнометаллический, вагонной компоновки
Ресурс кузова, лет 12
Колесная формула/ведущие колеса 4х2/задние
Длина/Ширина/Высота, мм 11400/2500/3060 11400/2500/3322
База, мм 5840
Высота потолка в салоне, мм 1950…2200
Высота пола над уровнем дороги, мм 360 920
Количество/ширина дверей, мм 3/1300
Мин. радиус разворота, м 11,5
Масса снаряженная/полная, кг 10120/17200 10320/17400 10620/17700
Нагрузка на переднюю/заднюю ось, кг 6050/11150 5950/11450 6250/11400
Общее количество мест (в т. ч. посадочных) 100 (25+1 инв.), 104 (24+1 инв.)
Емкость топливного бака/газовых баллонов, л 238 918 (9 баллонов по 102 л)
Запас хода на одной заправке, км (для CNG) 300…350
Передний мост ZF, RL-85А портальный, с дисковыми тормозами
Задний мост RABA 718.23-3300 или RABA 718.22-3300 с планетарными колесными редукторами и барабанными тормозными механизмами
Рулевой механизм МАЗ-64229 или RB-Servocom 8098 с гидроусилителем руля
Тормозная система Пневматическая, двухконтурная, с ABS
Вентиляция Естественная и принудительная
Система отопления Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя
Шины 275/70 R22,5
Двигатель ЯМЗ-53633 ЯМЗ-53621 Cummins CG8.3E4250 ЯМЗ-53624
Количество и расположение цилиндров 6R, вертикальное
Нормы экологической безопасности ЕURO-5 ЕURO-4 ЕURO-5
Система нейтрализации отработавших газов EGR SCR
Рабочий объем, л 6,65 8,268 6,65
Мощность двигателя, кВт (л. с)/мин 202 (274,7) при 2300 мин-1 180 (245) при 2300 мин-1 188 (255) при 2400 мин-1 210 (285) при 2300 мин-1
Макс. крутящий момент, Нм/мин 1250 при 1300…1600 мин-1 897 при 1300..1600 мин-1 1020 при 1400 мин-1 1130 при 1100…1600 мин-1
Расположение двигателя Заднее, продольное
КПП АКПП: ZF 6HP504C или Voith Diwa, D 854.3E АКПП: Allison Т 280 R АКПП: ZF 6AP1200B; ZF 6AP1400B
Максимальная скорость, км/ч 90

Двигатели

Первые 4 года выпуска рассматриваемый автобус оснащался дизельным мотором Caterpillar на 6-ти цилиндрах. Его мощность – 350 лошадок, объем – 7 литра. Расход горючего в смешанном цикле составляет порядка 30 литров на сотню километров. Используется АКПП, скорость по максимуму – 90 км/ч. Силовой агрегат соответствует стандарту Евро 3.

Следующая модификация двигателя под названием Cummins 6ISBE имела более совершенную конструкцию, турбонаддув и улучшенные экологические показатели. Максимальная скорость осталась на том же уровне, а вот расход топлива снизился до 23 л/100 км. В скором времени появилась вариация мотора на газе, силой в 252 лошади и объемом 8,2 литра.

Последняя вариация, которая устанавливается на ЛиАЗ-5293, – это мотор ЯМЗ в 240 конских сил. Частота вращения составила 2 300 оборотов в минуту, рабочий объем – 6,5 л. Силовой агрегат соответствует Евро 4, оборудуется автоматической коробкой, расходует порядка 27 литров дизельного топлива на 100 км.

Skoda 706 RT[ | ]

Во второй половине 1950-х в мировом грузовом автомобилестроение, (прежде всего в Европе), началось постепенно преобладание нового типа грузовых автомобилей с компоновкой кабина над двигателем. Инженеры Skoda также разработали такой грузовой автомобиль. Он получил очень современную, по тем временам, большую кабину установленную над двигателем, имевшей панорамное остекление, что давало прекрасный обзор водителю, а также большое спальное место. Таким образом новые грузовики, получившие обозначение Skoda 706 RT, получили возможность использоваться на междугородних и международных грузоперевозках. Производство данного семейства грузовиков Skoda началось с 1957 года.

Как и предыдущая модель 706 R, Skoda 706 RT получила значительное количество модификаций: самосвалы, седельные тягачи, шасси для специальных автомобилей, автобусные шасси. С этой же модели у Skoda начался значительный экспорт в страны социалистического содружества. Новая модель грузовика заинтересовала и советских автотранспортников. Аналогичный по классу грузоподъемности советский грузовик МАЗ-500, ещё только готовился в производство, поэтому с 1958 года в СССР начались поставки грузовиков Skoda 706 RT, которые продлились практически четверть века (до 1982 года). Первоначально в СССР экспортировались бортовые автомобили, самосвалы и седельные тягачи. Однако к середине 1960-х основной модификацией поставлявшейся в СССР стали седельные тягачи Skoda 706 RTTN, которые поставлялись в составе автопоездов состоявших из полуприцепов-рефрижераторов Orlican (позднее Alka). Такие автопоезда-рефрижераторы стали в 1960—1980-е годы основными на межобластных, краевых и республиканских грузоперевозках, перевозя, в основном, скоропортящиеся продукты: мясо, рыбу, фрукты. Кроме того, первоначально такие автопоезда эксплуатировались и у международного советского грузоперевозчика СовТрансАвто.

Всего с 1957 по 1985 годы было построено более 150 000 единиц грузовых автомобилей Skoda 706 RT различных модификаций.

Модификации

  • Skoda 706 RTS . Самосвал.
  • Skoda 706 RTTN . Седельный тягач.
  • Skoda 706 RTO . Автобусное шасси.
  • Skoda 706 RTD . Специальное низкорамное шасси.
  • Skoda 706 RTK . Специальное шасси под установку мусоровоза.
  • Skoda 706 RTP . Полноприводное шасси 4 х 4.

Преференции

В отличие от троллейбуса для движения электробуса не требуется контактная сеть, а значит, он способен объезжать препятствия на дороге, поэтому не собьётся с графика и не создаст затор из-за повреждения контактной сети, что случается с троллейбусами. Хотя стоимость электробуса значительно выше обычного автобуса, от роста цен на нефть и газ такой вид транспорта уже если и зависит, то весьма косвенно…

Электробус ЛИАЗ-6274 в некоторых цифрах

Средняя цена электробуса производства группы ГАЗ – 33 000 000 рублей.

Стоимость тяговой литий-титанатной батареи – 9 500 000 рублей.

Срок службы батареи – не менее 7 лет. За сутки в Москве электробус проходит в среднем 310 км.

Номинальная мощность каждого электромотора – 125 кВт, максимальная – 130 кВт.

Ёмкость тяговой литий-титанатной батареи – 77 кВт·ч.

Снаряжённая масса электробуса ЛИАЗ-6274 – 12 220 кг.

Высота потолка в салоне – 2295 мм, высота пола над уровнем дороги – 360 мм.

Колёсная база – 5960 мм. Электробус рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –35 до +35 °С.

За время тестовой эксплуатации в Москве с января по июль 2017 года пробег первого прототипа электробуса составил более 13 500 км, было перевезено более 25 000 пассажиров.

Тестовая эксплуатация продлилась семь месяцев, из них пять месяцев электробус перевозил пассажиров по маршруту «Фили – станция метро Китай-город» в двухсменном режиме, до этого два месяца проводились тестовые испытания, в том числе с грузовым балластом.

Ресурс кузова ЛИАЗ-6274 составляет не менее 12 лет.

Технические характеристики грузовика Skoda liaz 100.42

Двухосная новинка весила 19 т, но в составе автопоезда ее вес достигал 38 т. Благодаря этому, технический потенциал транспортного средства стал значительно шире, и позволял решать массу задач, особенно в сфере дальних грузоперевозок.

Здесь же появились двигатели с повышенной мощностью на 201 л.с., за счет которых машина могла спокойно развивать скорость до 98 км/ч. На 100 л машина требовала 37 л горючего, что даже в нынешних условиях считается умеренным показателем. КПП не блистала уникальностью, и представляла собой простой, но надежный 5-ступенчатый механизм.

Несколькими месяцами позже модификацию пополнили тягачи, получившие индекс 100.45, а еще через некоторое время – бортовые грузовики 100.05.

Легенды Совтрансавто. Грузовики LIAZ 100/110

Несмотря на созвучное с нашими автобусами название, грузовики LIAZ не имеют к Ликинскому заводу никакого отношения. Выпускали его в чешском городе Либерец, на одноименных заводах. Производство началось в 1974 году.

Для семидесятых это был современный по всем европейским меркам грузовик, пришедший на смену легендарной среди советских дальнобойщиков Skoda 706.

Изменений была масса, как внешних так и технических. Кабина приобрела боле квадратные формы. Поначалу она была не откидной, трёхместной с одной спальной полкой.

Для обслуживания там был предусмотрен люк под пассажирским сиденьем, но для более серьёзного ремонта он не годился. Тогда переходили к плану «Б», отвинчивая кабину от нескольких кронштейнов и тяг управления, после чего её всё таки можно было откинуть вперед.

Это был не самый простой процесс, была масса нареканий, поэтому инженеры пошли навстречу перевозчикам, переделав кабину. Они сделали её откидной, а заодно добавили в спальник еще одну полку.

В зависимости от версий грузовика, на него устанавливались двигатели мощностью от 200 до 288 л.с. Это рядный шестицилиндровый дизель, атмосферный в самых простых версиях, в основном бортовых грузовиках, и турбированный на более мощных, дальнобойных седельных тягачах.

Мотор неприхотлив к качеству ГСМ, хорошо переносил нашу соляру, в которую зимой бывало, добавляли бензин. К слову, двигатель экономичный даже по современным меркам, 35 литров на 100 км.

Механическая трансмиссия была двух видом – 5 и 6 скоростная с делителем. Сцепление могло быть одно или двухдисковым. Задний мост с планетарным редуктором. Максимальная скорость около 100 км/час.

Подвеска была двух видов, на ранних версиях рессорная, с конца 1970-х появилась пневмоподвеска заднего моста.

Любопытная особенность этого грузовика в том, что на двигателе установлены два стартера. Второй – резервный, на случай поломки основного. Так конструкторы решили проблему низкой надёжности стартера.

Как и предшественника, Шкоду – 706, СССР массово закупал Skoda Liaz 100, а позже и 110, для Совтрансавто. Это был единственный в союзе перевозчик, работавший за пределами «железного занавеса», грузовики которого ездили в капстраны Европы.

Для обучения работе с новой машиной водителей и механиков, производитель подготовил так называемые учебно-технические центры, состоявшие из автопоездов с тягачом и полуприцепами, в том числе рефрижератором Orlican N13CH, которые СССР так же массово закупал.

В середине восьмидесятых самой крутой иномаркой в парке Совтрансавто был Mercedes-Benz 2236, но чешская «сотка» ему немногим уступала. Грузовик был популярен не только в СССР и странах восточной Европы, покупали его и в капиталистических странах.

Большая часть этих машин, купленных еще в советский период, ушла в историю. Кое-где они еще встречаются на дорогах Украины, Польши, Молдовы.

Запас прочности у машины большой, запчасти еще встречаются, или меняются на агрегаты наших грузовиков, при хорошем обслуживании грузовик практически вечный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector